Любой вожатый детского оздоровительного лагеря скажет вам, что усмирить ребятню, и практически мгновенно, поможет интересная логическая задача. Например, такая: «Царь велел Даниле-мастеру привести коня. Но только не каурого, не вороного, не гнедого (перечислены все масти). Данила ответил: «Пожалуйста! Пусть гонцы забирают его в любой день недели, кроме…»
Легенды и сказки с открытым концом, шарады и лабиринты, ребусы и головоломки всегда в арсенале воспитателя, аниматора, вожатого, устроителя детского праздника.
Почему дети любят подобные забавы? Отсутствие академичности – раз, атмосфера конкурса и состязательности – два, а третье, и главное, – это шажок к успеху, победа над собой: «Ура! я решил!»
Такие маленькие достижения ребенку нужны, как воздух. Никто не спорит, методичная работа по «овладеванию знаниями» тоже необходима, и даже в большей степени, но и психологический настрой на успех немаловажен. Увлекательные комбинации из цифр, букв, слов, фигур, линий способны принести немало приятных минут досуга как детям, так и взрослым, вселить веру в себя.
Ученые многих стран исследуют эффект разгадывания головоломок и никак не могут прийти к единому мнению: помогают они развитию интеллекта или нет, задерживают наступление деменции, в т.ч. болезни Альцгеймера, или нет, способствуют улучшению памяти или практически бесполезны.
Стоит обратить внимание на следующее. Монотонное разгадывание кроссвордов, сканвордов или судоку ничего, кроме удовольствия, по-видимому, не приносит. Освоив определенный алгоритм решения, организм начинает «лениться» и действует по шаблону: так природа пытается сэкономить силы, не растрачивая их понапрасну. А вот если чередовать словесные загадки с графическими, кубик Рубика с логическими задачами, включающими элементы математики, то польза будет куда очевиднее.
Головоломки – еще и прекрасное средство скоротать томительное время ожидания, сделать увлекательнее и «короче» длительное путешествие, отличный способ весело провести вечер в кругу семьи или друзей.